Миссия Rosetta завершается смелым спуском

Историческая экспедиция зонда Rosetta успешно завершилась управляемым столкновением с поверхностью кометы, которую он исследовал больше двух лет. Подтверждение конца миссии – потеря сигнала от космического аппарата при столкновении – поступило в Центр управления ЕКА, в 11:19 (Гринвич), 30 сентября.

Спуск Rosetta предоставил уникальную возможность изучить газ, пыль и плазменную среду с близкого расстояния, а также сделать беспрецедентные фото.

Rosetta начал свой заключительный маневр по сближению и столкновению в 20:50 (Гринвич), 29 сентября, с высоты 19 км. Зонд направили в область на малой лопасти кометы 67Р/Чурюмов-Герасименко, где находятся активные углубления, из которых происходят извержения газа и пыли. Информация об этом захватывающем регионе возвращена на Землю перед столкновением. Сейчас уже невозможно общаться с зондом.

С момента пуска в 2004 году, Rosetta пролетал шестую орбиту вокруг Солнца. Его полет покрыл почти 8 млрд км, включал три сближения с Землей, один с Марсом и два с астероидом. Аппарат пережил 31-месячное бездействие в дальнем космосе, на самом отдаленном участке траектории перед «пробуждением» в январе 2014-го и, наконец, успешно прибыл к комете через шесть месяцев.

Далее он вышел на орбиту и впервые на поверхность опустил модуль Philae, который смог приземлиться в ноябре 2014-го. Rosetta увидел активность кометы во время самого близкого ее приближения к Солнцу. Его эксплуатация проходила в суровых атмосферных условиях 67Р/Ч-Г на протяжении 786 дней, были выполнены многочисленные сближения, пережито несколько неожиданных выбросов газа. Аппарат дважды переходил в «безопасный режим» и оба раза его удалось возвращать к жизни.

Решение закончить полет подобным образом – следствие удаления зонда от Солнца. Имея на своем борту единственный источник энергии – солнечные батареи – он не мог получать ее в достаточном объеме для передачи данных и общения с Землей. Также наступал неизбежный месячный период, когда Солнце становилось между Землей и Rosetta, что означает потерю связи. Решением опустить аппарат на поверхность позволило резко увеличить научную ценность экспедиции.

Много удивительных открытий сделано, это касается и любопытной формы кометы, которая стала очевидной во время первого подхода Rosetta в июле 2014-го. Ученые теперь считают, что два лепестка сформировались независимо, потом столкнулись и соединились в период ранней Солнечной системы.

Самые неожиданные результаты связаны с потоками газов, текущих от ядра, включая открытие молекулярного кислорода и азота, воды с другим составом, чем на Земле. Rosetta сделал первый шаг на пути доказательства того, что кометы не являются источниками воды на Земле. Данные результаты указывают, что их зарождение происходило в очень холодном регионе протопланетной туманности, когда Солнечная система только формировалась.

Зонд также попытался ответить на вопрос, насколько кометы причастны к происхождению жизни. Он не разочаровал, обнаружив аминокислоту глицин, находящуюся в белках и фосфоре, ключевой компонент ДНК и клеточных мембран. Многочисленные органические соединения также обнаружены Rosetta с орбиты, а Philae подтвердил их наличие, находясь на поверхности.

В общем, сведения, полученные от Rosetta, позволяют описать кометы, как древние остатки протопланетной туманности из периода раннего формирования Солнечной системы. Экспедиция позволила увидеть, на что были похожи элементарные звенья планет 4,6 млрд лет назад. Комета еще не открыла всех своих тайн, и, несомненно, откроет их в ближайшие десятилетия, когда будет проанализирована вся информация об этом невероятном мире…